Рекомендации

http://mdou-buratino.ru/methodical_study/mizorp/mr/drpcv
Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье.
Уважаемые родители! Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать  основные принципы  построения  общения с детьми.
  1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе  с вашим ребенком.
  2. Говорите  с ребенком- сначала называя окружающие  предметы, позже – действия , признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои  суждения.
  3. Задавайте ребенку  как можно больше вопросов.
  4. Всегда внимательно выслушивайте  рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
  5. Отыскивайте  и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он  не все и не сразу  поймет: развивающее общение  - это всегда немного общение «навырост».
  6. По возможности , много путешествуйте с ребенком.
  7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».
  8. Ходите с ребенком в музеи.
  9. Проводите совместные наблюдения и опыты.
  10. Эмоционально  поддерживайте  исследовательскую  деятельность ребенка. Поощряйте  его инициативу и самостоятельность. Создавайте  условия для реализации его замыслов.
  11. Сделайте  свои увлечения предметом общения с ребенком.
Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье.
Для детей 1.5 – 2,5 года.
В этот период для познавательного развития  ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды:
  • Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем  предпочтение  желательно  отдавать природным материалам  и объектам;
  • Большое значение в этом возрасте  имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую;
  • Различные движущиеся игрушки;
  • Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию : пирамидки,  матрешки и т.д.;
  • Игрушки , в которых используются  разные принципы извлечения звука;
  • Самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы.
         Это могут быть:
-  банки из-под кофе, чая, соков, наполненные  горохом, косточками,  фантиками, песком, скрепками, пуговицами и т.д.
- шуршащие метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги,  полиэтилена и т.п.
- погремушки  из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т.п.
- ожерелья из  ягод рябины, скатанных фантиков, пуговиц, косточек, орехов, желудей, каштанов и т.д.
- шуршащие при трении друг о друга еловые шишки , оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород.
- перевернутые детские формочки, ведра,
- свистки и дудочки из глины и дерева.
  • Конструкторы и мозаика;
  • Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной  фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.
  • Игрушки контрастных размеров,ï     Игрушки различной формы (круглые, кубические),
  • Емкости, с которыми можно  производить  прямые и обратные действия : положить-достать, насыпать-высыпать и т.д.
  • Книги с большими предметными картинками,
  • Качели, прыгунки, мягкие модули.

Для детей 2,5 – 4 года.
  • Развивающую среду  разумно дополнить  следующими предметами:
  • Разрезные картинки, кубики с картинками;
  • Парные картинки;
  • Трехместные матрешки, пирамидки,  формы-вкладыши;
  • Несколько видов мозаики;
  • Разнообразные некомплектные конструкторы;
  • Игрушки с разным принципом звукоизвлечения ( пианино, бубен, маракасы, гитара, трещотка и др.);ï Банки разного размера;
  • Шнуровки, застегивающиеся коврики.
  • Машинки крупные и средние,  куклы разной величины,  мебель;
  • Игрушечные животные;
  • Тканевые мячики;
  • Книги с реальными изображениями животных, окружающих предметов.
Рекомендации для воспитателей :
«Как организовать работу с родителями по сенсорному воспитанию детей раннего возраста».
  1. Общая лекция – рассказать об особенностях  познавательной деятельности ребенка данного возраста с рекомендациями по  созданию развивающей среды.
  2. Памятка – для каждой семьи с кратким содержанием лекции.
  3. Справочный материал – вывешивается на стенд для родителей. Можно отразить правила общения с детьми,  варианты игр , адреса магазинов, где можно приобрести качественные игрушки на развитие сенсорики,  дать перечень этих игрушек и т.д.
  4. Библиотечка для родителей -  в нее войдут периодические издания на заданную тему, а также новинки популярной литературы.
  5. Консультации по теме и индивидуальные консультации -  проводятся с учетом особенностей каждого ребенка. Проводятся как по инициативе родителей, так и по инициативе воспитателя.
  6. Семинар-практикум  - по организации  сенсорного воспитания ребенка в семье. Сочетает в себе лекционный материал и  описание примеров из жизни в сочетании с наглядностью.
  7. Тренинги -  формируют у родителей  необходимые навыки общения с ребенком, организации наблюдений за живыми и неживыми объектами, проведения простейших экспериментов. Проведения познавательной беседы.
  8. Семейные проекты – позволяют родителям  в тесном контакте с педагогом  проводить исследовательскую деятельность и учить этому ребенка.
  9. Дискуссионные клубы – где родители могут не только задать возникшие вопросы, но и поделиться своим положительным опытом.
  10. Встречи со специалистами - где родители могут получить максимально полную консультацию по теме вопроса.
 Методические рекомендации для воспитателей по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста .
Сенсорное развитие ребенка  является залогом его  успешного осуществления  разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное  воспитание должно планомерно и систематически включаться  во все моменты жизни малыша.
  1. Учите детей рассматривать предметы. Обхватывать их обеими руками, обводить пальцем то одной, то другой руки.
  2. В течение дня многократно называйте детям различные свойства предметов, с которыми они манипулируют (цвет, форму, размер, материал).
  3. Знакомство с предметом  должно осуществляться  с интересом, вызывая у детей положительные эмоции.
  4. Процесс рассматривания предметов необходимо сопровождать словом. Дети запоминают  обозначения качеств предметов совместно с  их восприятием.
  5. Необходимо поощрять  проявление у детей самостоятельности и стремление поделиться  своими впечатлениями.
  6. Чаще задавайте ребенку вопросы.
  7. Учите детей  действовать  в определенной последовательности, т.е. организовывать перцептивное восприятие  предметов и объектов  по заранее продуманному плану.
  8. В процесс восприятия необходимо включать  движения обеих рук ( провести рукой по контуру, обрисовать его).
  9. Закреплять  полученные при обследовании знания в исполнительской деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании).
  10.  Обогащайте и насыщайте предметный мир ребенка, разнообразьте  мир вещей, которые малыш сможет потрогать , обследовать.
  11. Учите детей вслушиваться в различные звуки – это обогащает слуховые впечатления.

Комментариев нет:

Отправить комментарий