http://mdou-buratino.ru/methodical_study/mizorp/mr/drpcv
Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье.
Уважаемые родители! Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.
- Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.
- Говорите с ребенком- сначала называя окружающие предметы, позже – действия , признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.
- Задавайте ребенку как можно больше вопросов.
- Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
- Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение - это всегда немного общение «навырост».
- По возможности , много путешествуйте с ребенком.
- Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».
- Ходите с ребенком в музеи.
- Проводите совместные наблюдения и опыты.
- Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.
- Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.
Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье.
Для детей 1.5 – 2,5 года.
В этот период для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды:
- Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;
- Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую;
- Различные движущиеся игрушки;
- Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию : пирамидки, матрешки и т.д.;
- Игрушки , в которых используются разные принципы извлечения звука;
- Самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы.
Это могут быть:
- банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, фантиками, песком, скрепками, пуговицами и т.д.
- шуршащие метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п.
- погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т.п.
- ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков, пуговиц, косточек, орехов, желудей, каштанов и т.д.
- шуршащие при трении друг о друга еловые шишки , оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород.
- перевернутые детские формочки, ведра,
- свистки и дудочки из глины и дерева.
- Конструкторы и мозаика;
- Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.
- Игрушки контрастных размеров,ï Игрушки различной формы (круглые, кубические),
- Емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия : положить-достать, насыпать-высыпать и т.д.
- Книги с большими предметными картинками,
- Качели, прыгунки, мягкие модули.
Для детей 2,5 – 4 года.
- Развивающую среду разумно дополнить следующими предметами:
- Разрезные картинки, кубики с картинками;
- Парные картинки;
- Трехместные матрешки, пирамидки, формы-вкладыши;
- Несколько видов мозаики;
- Разнообразные некомплектные конструкторы;
- Игрушки с разным принципом звукоизвлечения ( пианино, бубен, маракасы, гитара, трещотка и др.);ï Банки разного размера;
- Шнуровки, застегивающиеся коврики.
- Машинки крупные и средние, куклы разной величины, мебель;
- Игрушечные животные;
- Тканевые мячики;
- Книги с реальными изображениями животных, окружающих предметов.
Рекомендации для воспитателей :
«Как организовать работу с родителями по сенсорному воспитанию детей раннего возраста».
- Общая лекция – рассказать об особенностях познавательной деятельности ребенка данного возраста с рекомендациями по созданию развивающей среды.
- Памятка – для каждой семьи с кратким содержанием лекции.
- Справочный материал – вывешивается на стенд для родителей. Можно отразить правила общения с детьми, варианты игр , адреса магазинов, где можно приобрести качественные игрушки на развитие сенсорики, дать перечень этих игрушек и т.д.
- Библиотечка для родителей - в нее войдут периодические издания на заданную тему, а также новинки популярной литературы.
- Консультации по теме и индивидуальные консультации - проводятся с учетом особенностей каждого ребенка. Проводятся как по инициативе родителей, так и по инициативе воспитателя.
- Семинар-практикум - по организации сенсорного воспитания ребенка в семье. Сочетает в себе лекционный материал и описание примеров из жизни в сочетании с наглядностью.
- Тренинги - формируют у родителей необходимые навыки общения с ребенком, организации наблюдений за живыми и неживыми объектами, проведения простейших экспериментов. Проведения познавательной беседы.
- Семейные проекты – позволяют родителям в тесном контакте с педагогом проводить исследовательскую деятельность и учить этому ребенка.
- Дискуссионные клубы – где родители могут не только задать возникшие вопросы, но и поделиться своим положительным опытом.
- Встречи со специалистами - где родители могут получить максимально полную консультацию по теме вопроса.
Методические рекомендации для воспитателей по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста .
Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.
- Учите детей рассматривать предметы. Обхватывать их обеими руками, обводить пальцем то одной, то другой руки.
- В течение дня многократно называйте детям различные свойства предметов, с которыми они манипулируют (цвет, форму, размер, материал).
- Знакомство с предметом должно осуществляться с интересом, вызывая у детей положительные эмоции.
- Процесс рассматривания предметов необходимо сопровождать словом. Дети запоминают обозначения качеств предметов совместно с их восприятием.
- Необходимо поощрять проявление у детей самостоятельности и стремление поделиться своими впечатлениями.
- Чаще задавайте ребенку вопросы.
- Учите детей действовать в определенной последовательности, т.е. организовывать перцептивное восприятие предметов и объектов по заранее продуманному плану.
- В процесс восприятия необходимо включать движения обеих рук ( провести рукой по контуру, обрисовать его).
- Закреплять полученные при обследовании знания в исполнительской деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании).
- Обогащайте и насыщайте предметный мир ребенка, разнообразьте мир вещей, которые малыш сможет потрогать , обследовать.
- Учите детей вслушиваться в различные звуки – это обогащает слуховые впечатления.
Комментариев нет:
Отправить комментарий